Алькантара в сценографии классической оперы.
Начиная свою историю с 1972 года, материал алькантара находит все новые и новые применения. Пожалуй, сейчас легче назвать области человеческой деятельности, в которых он еще не применяется, чем наоборот. И в 2011 году из этого списка было вычеркнуто очередное направление – большое искусство. Начиная с того года, компания Алькантара запустила серию художественных проектов, которые позволили ей сотрудничать с театрами, музеями и культурными учреждениями по всему миру. Экспериментируя с технологическим процессом на разных стадиях производства, компания всесторонне изучила и произвела материал, с помощью которого художники расширили возможность самовыражения в своем творчестве. А сам этот проект стал частью долгого путешествия, в котором Алькантара тесно работает с передовыми достижениями дизайнерского сообщества и современного искусства.
И вот – кульминация этой работы. Театр Сан-Карло в Неаполе. Постановка оперы «Симон Бокканегра» Верди. Главной осью, вокруг которой вращается вся сценография постановки, стало сотрудничество знаменитого японского архитектора Кенго Кумы (Kengo Kuma) и Алькантары (Alcantara).
Кенго Кума изучил оперу Джузеппе Верди во всех ее содержательных и визуальных аспектах. История "плаща и кинжала", действие которой разворачивается в Генуе, находит отражение в оперном театре Неаполя, подчеркивая связь между двумя приморскими городами, которые были перекрестками культур. В то же время аналогия с личной историей японского архитектора находит связь с Неаполем через ландшафт, глубоко отмеченный присутствием вулканов, через связь с земной и текучей природой под символом огня. И одновременно здесь применена японская концепция, связанная с изгибами природы, ее неуловимостью, подвижностью, нестабильностью и постоянной трансформацией. Эта идея выражена в семистах квадратных метрах поверхности из перфорированного материала алькантара, который буквально обволакивает театральную сцену, занимая ее в качестве главного героя в диалоге с голосами хора и оркестра.
Декорации получились необыкновенно динамичны: волны материала кружатся в воздухе и сильно оживляются направленным светом. Выбранный белый цвет и перфорация материала подчеркивают эффект яркого освещения, который полностью меняется в зависимости от интенсивности и угла наклона лучей софитов. Игра света и тени до предела усиливает драматизм в моменты ярких вспышек, а мерцающие и почти металлические всполохи напоминают доспехи и клинки из сражений, с которыми связана история Бокканегры.
По замыслу Кенго Кумы, алькантара с ее постоянно движущимися завитками это эмблема действия оперы, поистине всеобъемлющее произведение искусства, в которое погружается зритель.
А для создания окончательно незабываемого впечатления от постановки стала идея использовать нетканый материал алькантара для мебели Театра Сан-Карло, который в культовом оттенке красного театрального декора украшает стулья в ложах и балкон исторической неаполитанской оперы.